Wednesday, August 3, 2011

Реконструкция потопления крейсера "Ниобе"





16 июля 2009 года исполняется 65 лет со дня операции по нанесению удара авиации КБФ по крейсеру ПВО «Ниобе».

«Ниобе» - крейсер ПВО, стал самым крупным боевым кораблем, потопленным советской авиацией в годы Великой Отечественной войны.

Учитывая все возрастающую угрозу от советской авиации, с помощью «Ниобе» решили усилить ПВО Хельсинки и Котки, но служба корабля на новом поприще оказалась очень не долгой.

12 июля корабль перешел в порт Котка – главную маневренную базу легких сил ВМС Финляндии и Германии в Финском заливе. Командование КБФ сделало вывод, что противник готовится применить крейсер в боях за Выборгский залив.
Командование флота поставило задачу уничтожить опасный крейсер любой ценой. Атаковать противника можно было только с воздуха.
Хотя на подготовку налета было отпущено всего четыре дня, он стал одним из самых тщательно спланированных и организованных в истории советской военно-морской авиации. Непосредственно по цели решили нанести комбинированный удар двумя группами пикирующих бомбардировщиков и одной группой топмачтовиков. Их должны были прикрывать и обеспечивать более 100 самолетов (!), которые вошли в состав следующих групп:

Блокирование аэродромов и вытеснение истребителей: 16 Ла-5 (4 ГИАП)
Подавление зенитного огня: 24 Ил-2 (47 ШАП)
Сопровождение штурмовиков: 24 ЛаГГ-3 (9 и 11 ИАП)
1-я ударная (пикировщики): 11 Пе-2 (12 ГБАП)
2-я ударная (пикировщики): 11 Пе-2 (12 ГБАП)
Демонстративные действия и наведение топмачтовиков: 6 Пе-2 (12 ГБАП)
3-я ударная (топмачтовики): 4 A-20G (51 МТАП)
Сопров. бомбардировщиков: 30 Як-9 (21 ИАП)
Разведка и фотоконтроль: 6 Як-9 (15 ОРАП)

Согласно плану, топмачтовикам предстояло нанести удар 16 июля в 17.00 («Ч»). При планировании был четко определен порядок взаимодействия всех групп. За 10-8 минут до «Ч» в район цели выходили Ла-5; за 8-6 минут штурмовики начинали обрабатывать береговые зенитные батареи, за 7 минут появлялись пикировщики.

В день проведения операции самолеты поднялись со своих аэродромов. Полет по маршруту проходил без противодействия противника тремя основными группами. В 16.52 нанесли удар штурмовики 47-го ШАП. В результате четыре береговые батареи были полностью подавлены, а огонь остальных значительно ослаблен. Затем в дело вступили 22 пикировщика 12-го ГвПБАП. С высоты от 3000 до 2000 м они сбросили по кораблю 44 ФАБ-250 и столько же ФАБ-100. Экипажи наблюдали 4 прямых попадания и 12 близких к цели разрывов. Через 5 минут отбомбилась шестерка Пе-2 демонстративной группы, сбросившая по 8 ФАБ-250 и ФАБ-100. Она также добилась прямых попаданий, хотя от нее, прежде всего, требовалось удерживать зенитки в поднятом положении перед атакой топмачтовиков, которые как раз выходили на цель. Ровно в 17.00 три А-20 на скорости 500 км/ч сбросили 6 ФАБ-1000 с высоты 30 м. По докладам истребителей прикрытия, две бомбы угодили в корму и среднюю часть цели, над которой поднялся высокий столб черного дыма. Ведущий второй пары топмачтовиков доложил, что потопил транспорт водоизмещением в 6000 т. Из 132 самолетов, принимавших участие в операции, был сбит лишь один А-20. Авиация противника в воздухе вообще не появилась, и советским истребителям в бой вступать не пришлось.

Итак, авиация Балтфлота провела блестящую операцию, однако потопила вовсе не тот корабль. Несмотря на фотоснимки, полученные до, в момент и после удара, штаб ВВС КБФ до 1947 г. был уверен – на дно удалось пустить именно финский броненосец «Вяйнемяйнен», что не опровергали и сами финны. Да и материальное подтверждение этой значимой победы было налицо: на подходе к Котке из воды торчали мачта, верх трубы и мостик крупного корабля. Но неожиданно авиаразведка обнаружила на одной из якорных стоянок целый и невредимый броненосец. Разразился тихий скандал, ведь слишком многим высоким чинам надо было отвечать за получение наград. (До сих пор ходит флотская байка о неком балтийском летчике, которого в 1940 и 1944 гг. наградили за потопление «Вяйнемяйнена», а в 1947 г. – за его обнаружение). От греха подальше финны поспешили передать злосчастный броненосец в счет репараций, после чего он еще долго находился в составе КБФ под новым названием «Выборг».

livejournal ВКонтакте Facebook Блоггер Мой Мир Мой Круг Google Buzz Twitter

Злобные энергетические пришельцы атакуют Москву! The Darkest Hour (2011). Трейлер

livejournal ВКонтакте Facebook Блоггер Мой Мир Мой Круг Google Buzz Twitter

Джим Керри. Скетч "Культуристка" (русский перевод)



livejournal ВКонтакте Facebook Блоггер Мой Мир Мой Круг Google Buzz Twitter

Blog Archive